В Украине наблюдается некоторое снижение уровня использования электронных сервисов. Большинство респондентов (67%) утверждают, что не видят в этом необходимости.
По информации РБК-Украина, это стало известно из комментария председателя комитета ВР по вопросам государственного управления, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк, которая прокомментировала аналитический отчет «Мнения и взгляды населения Украины относительно государственных электронных услуг в 2024 году» от КМИС.
Одновременно существует значительный запрос на улучшение цифровых навыков среди общин и местных властей. Например, органы местного самоуправления просят обучить своих специалистов защите данных от кибератак.
Она отметила, что в 2023 году 64% опрошенных использовали хотя бы некоторые электронные государственные сервисы. В прошлом году этот показатель составлял только 55%. Наибольшее количество пользователей приходилось на «Дію» — 42%.
В «Дії» наиболее часто используются услуги, связанные с личным транспортом (15%, в 2023 году — 18,5%), платные сервисы для получения информации из реестров (13%, как и в прошлом году), пенсионное обеспечение (10%, в 2023 году — 16%), получение паспортов или обращение в ГМС (10%, в 2023 году — 14%), субсидии и льготы (9%, в 2023 году — 18%), налогообложение (9%, в 2023 году — 12%).
«Результаты опроса показывают, что по большинству услуг зафиксировано снижение числа пользователей по сравнению с 2023 годом. Особенно снизилось количество пользователей для получения субсидий и льгот (52% от уровня 2023 года) и поступления в вузы (58% от уровня 2023 года)», — добавила Шуляк.
Она также сообщила, что наибольшее количество пользователей государственных электронных услуг среди ветеранов (79%) и родителей детей с инвалидностью (76%). У внутренне перемещенных лиц уровень использования услуг составил 68%, среди одиноких родителей — 66%. Далее идут люди с инвалидностью — 49%. Меньше всего пользовались такими сервисами люди пожилого возраста — лишь 26%.
Респондентам, использовавшим «Дію», задавали дополнительный вопрос о том, какими именно государственными услугами они пользовались. Наиболее часто назывались справки ОК-5 или ОК-7 (27%, в 2023 году — 20%). Другие услуги упоминались реже, например, получение пенсионного удостоверения (7%, столько же было и в 2023 году) и регистрация статуса ВПЛ (6%, в 2023 году — 14%)», — уточнила Елена Шуляк.
Она добавила, что основной причиной снижения использования электронных сервисов является отсутствие потребности в них, что указали 67% опрошенных, при этом показатель по сравнению с 2023 годом практически не изменился. Среди других причин называют дефицит навыков (44%, в 2023 году было 27%), недоверие к сервисам (26%, в прошлом году — 16,5%), незнание о доступности услуги (25%, в 2023 году — 15%) и отсутствие устройства с интернетом (19%).
«Из респондентов, которые отметили нехватку навыков, почти половина не хочет обучаться, а 32% готовы освоить их с помощью детей или внуков», — сообщила Шуляк.
Она также подчеркнула, что существует высокий запрос на развитие цифровых навыков среди местных властей, и потребность в цифровых решениях для эффективного восстановления страны продолжает расти. К тому же, на фоне масштабной кибератаки на госреестры Украины в конце декабря прошлого года, местные власти вновь подняли вопрос о защите сайтов от киберугроз.
«Местные органы власти просят провести обучение по защите данных от кибератак у профильных специалистов. Также они отмечают низкий уровень цифровой грамотности местных специалистов и просят Минцифры организовать углубленное обучение. Однако кибербезопасность — это лишь одна из составляющих общего процесса цифровизации государственных услуг, и, чем больше таких решений будет применяться, тем более эффективными станут процессы восстановления Украины», — добавила Елена Шуляк.
Она также упомянула, что 52,2% украинцев обладают базовыми или более высокими цифровыми навыками. В среднем индекс цифровой трансформации в Украине составляет 0,65 балла из возможных 1.
«Этот индекс включает восемь основных аспектов: институциональные способности, развитие интернета, создание ЦПАУ, переход на систему «без бумаги», цифровое образование, индекс региона, проникновение электронных услуг и отраслевые цифровые преобразования», — пояснила нардеп.
Она напомнила, что одна из сфер, где цифровизация уже принесла экономические результаты, — это строительство. Так, три года назад в Украине заработала Единая государственная электронная система в сфере строительства, которая за этот период принесла антикоррупционный эффект в 11,2 млрд грн. В реальности же ежегодный антикоррупционный эффект составляет 1,5 млрд грн.
«Запуск ЕГЭССБ был важен, потому что он упростил доступ к большинству услуг. Строительная отрасль долгое время была одной из самых коррумпированных в стране, и люди часто сталкивались с трудностями при получении разрешений на строительство. Однако теперь вся строительная документация оформляется через систему, все процессы проходят онлайн, и каждое действие фиксируется», — подытожила парламентарий.